Но учитывая стремительный ритм жизни и менталитет, в котором мы сейчас живем, вопрос малыша (сына, дочери) повис в воздухе. Папа, занятый своими проблемами, не среагировал, а мама отложила беседу с чадом на потом. И тогда ребенок, а он личность, с положительными и отрицательными началами, как у всех нормальных людей, отправился на поиски истины самостоятельно. И его помощниками стали улица, информационное вещание и друзья, озадаченные этими же вопросами, находящиеся на разных степенях развития и воспитания.

Вот таких девчонок и мальчишек, переполненных массой философских и по детски наивных «Почему?» принимает наша «Школа на колесах», которая путешествует по просторам нашей Родины уже не один год. Разработаны разнообразные программы, совместно с детьми выстраданы заповеди, которые с удивленно-возмущенно-восхищенными глазами воспринимаются ребятами. Заповедей четыре, каждая провоцирует желание стать лучше, организованнее, на ступень выше. Ребята, попадая в нестандартную ситуацию движущейся школы раскрываются, подпитанные красотой Земли Русской, по которой мы путешествуем очень незаурядно. Такая заповедь как «Обрети руку друга, подруги, любимой, любимого» помогает психологически расположить ребенка к соседу по поездке, обрести друга на время путешествия, а затем ненавязчиво привить умение выбирать друзей по жизни. Недаром в душе и на слуху строки Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг, и не враг, а так…». При звучании первой заповеди относительно обретения любимой и любимого, прослеживаются разные эмоции: смущение, восторг, негатив, цинично ухмыляются юноши и девушки, порой укоризненно поглядывают учителя. Не понимая, а вернее, не осознавая, что с появлением человека на свет на него нисходит Великое чувство любви к матери, отцу, солнышку, жизни. Благодаря воспитанию и росту оно совершенствуется в чувство любви к женщине, мужчине, и как результат, отношения между людьми, Семья, а значит Мир…

Вторая заповедь учит быть рачительными хозяевами, воспитывает аккуратность и, самое главное, заботу о друге и окружающих.

Дети получают «Дом на колесах» на все время путешествия, становятся его хозяевами. И, как результат, чистота, уют, забота о жителях этого необыкновенного дома.

Еще одна серьезная проблема, питание. Жители «Дома на колесах» из разных семей, а, следовательно, режим и рацион питания у всех разный. Психологически в дороге организм настроен на постоянное потребление пищи, но это вопреки здоровью. И тогда мы рождаем третью заповедь: Дом на колесах мы получили, а, следовательно, превратились в семью единомышленников, постигающих мудрость и красоту мира. И вот тут обращаемся к истории славянских народов. Звучит вопрос: «В семье у славян начинал…?», и ребята дружно отвечают: «Старший, глава, отец или батя». Без благословления которого (а у славян – это поднятая деревянная ложка), мы не трапезничаем, и как следствие, чистые руки, здоровый организм, эстетично накрытые столы (конкурс «Скатерть – самобранка»), победа над самим собой, что далеко не маловажно. Желание угостить друга (… и хлеба горбушку, и ту пополам…). Учитывая статистику неполных семей в России, дети с большим желанием воспринимают семью единомышленников, во главе которой, как и должно быть, отец. Мальчиков он обучает галантности в обращении с девочками, дамами, оберегает «семейство» от казусов в процессе путешествий, а в дальнейшей жизни ребята часто обращаются к нему за советом или просто с просьбой Выслушать, Прочувствовать, Понять.

И самая главная заповедь, под эгидой которой живет «Дом на колесах» - «Окутать теплом, заботой, вниманием ближнего». Очень трудно убедить человека оставить бытовые проблемы, остановиться, оглянуться и понять «что не хлебом единым жив человек». Красота Земли, которую видят наши путешественники, пробуждает те чувства, которые в быту дремали, либо затерялись между проблемами. Мы забываем пожелать друг другу доброго утра, протянуть руку помощи, поделиться добром, нежностью, заботой. Мы забываем, какою ценой завоевано право на жизнь. Наши дети естественными бывают очень редко, в принципе, как и мы, взрослые. Менталитет одевает всех в «защитные или приспособленческие маски». В нашей «Школе на колесах» мы стараемся создать такой микроклимат, в котором ребенок постепенно становится самим собой. Снимаются комплексы и перед нами яркая, мудрая, богатая личность. Процесс путешествия – это жизнь нашего «дома». Всю дорогу она бурлит, идут конкурсы и игры, развивающие интеллект, творчество, стремление. Программы путешествий разработаны так, чтобы ребенок с гордостью носил звание Россиянина – Человека. Понимая, что живет на Земле необыкновенной «…умом Россию не понять, простым аршином не измерить».

Попадая в нетрадиционную обстановку, учитывая конкурсную основу, дети активизируются и творчеству нет предела. Дети сочиняют гимны, частушки, читают стихи, танцуют (верхней частью туловища, не вставая со своих мест). Самые добрые в жизни – сказки. И мы путешествуем по ним, вспоминая былины, восхищаемся богатырями русскими, шелестим страницами веков и делаем вывод, что никто и никогда не побеждал Россию Матушку. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Земля Русская».

Расправляются детские плечики, искрятся глаза, и с уже большим интересом и вниманием, зачастую переполненные гордостью, они замирают со слезами на глазах у Вечного Огня в Александровском саду. Преклоняют колени у Могилы Неизвестного Солдата на подступах к Москве. Везут любимую игрушку к Стене скорби на Хатынь, где покоится прах детских концлагерей, прикасаются бережно ладошкой к граниту камня Памяти Константина Симонова на Буйническом поле, с замиранием сердца наблюдают смену караула Брестской крепости, слушая пульс Земли и голос Молотова, смущаясь, робея, задают себе вопрос «А я бы так смог? Жизнь за Землю Матушку, воду раненным, детям и женщинам под перекрестным огнем». Слезы блестят на глазах мальчишек и после таких походов происходит переоценка ценностей. Приоткрыты маски – они не нужны. Обсуждаются проблемы, интересующиеся ребят. Они хотят стать достойной Нацией, здоровой, чистой, знающей цену жизни, «… за себя и за того парня».

Исчезает цинизм, они поют замечательные песни о Родине, аккомпанируя себе на гитарах, пытаются читать свои стихи, восторгаясь классиками и современниками. Прижав руку к сердцу исполняют гимн России и нет наигранности, есть настоящие мальчишки и девчонки, которые возможно нашли ответы на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Семья нашего «Дома на колесах» постоянно растет. В ней школьники города, района, области, их родители, учителя, директора. Мы все прилежно и с душой изучаем такой сложный предмет как Жизнь. А в нем интегрируются все предметы курса общеобразовательной школы, плюс Этикет, Доброта и Любовь к Родине.

На главную

Hosted by uCoz